olgagermany: (Default)
olgagermany ([personal profile] olgagermany) wrote2005-11-13 07:51 pm

Смотрела передачку тут о самураях:

1. самоубийство называлось себуку а не харакири,
2. секундант "помогал" - отсекал голову, чтобы не мучался,
3. nодготовочка была у них та ещё.
Вопрос: ниндзя верзус самурай, кто победил бы?:))

Как человек, несколько причастный к культуре :)

[identity profile] yankowsky.livejournal.com 2005-11-20 08:47 pm (UTC)(link)
Тут правильно заметили, что сеппуку и харакири - просто разное чтение иероглифов. Одно на китайский манер, другое на японский. Дело в том, что сами иероглифы (кандзи) в Японию пришли из Китая, и ассимилировались частично - написание осталось китайским, а чтение стало японским. При этом речь не идет о слоговой азбуке катакане. Катакана - полностью японское изобретение. В отличии от хираганы ей можно записать слово с любым звучанием, даже иностранное. Хирагана тоже слоговая азбука, но уже созданная на основе китайского иероглифического письма и предназначена либо для написания изменяемых частей японских слов, либо для боковой расшивровки иероглифов. А вот кандзи - иероглифы, заимствованые из Китая.

Однако! Между сеппуку и харакири есть важное различие в эмоциональной окраске! Дело в том, что, вопреки расхожему мнению, харакири (это японское чтение иероглифов) не является чисто японским изобретением. Оно было заимствовано древними японцами у аборигенной народности айнов. Айнский обряд назывался "пере".
Лишь в конце XII века ритуальное самоубийство путем разрезания живота СОБСТВЕННЫМ МЕЧОМ стало массовым. В основном это было самоубийство, чтобы не взяли в плен, а так же самоубийство "во след", (цуйфуку), то есть после гибели господина. Цуйфуку возникло не от сильной любви к господину, как некоторые думают. На самом деле в XII веке существовал очень жестокий обычай - захоронение слуг заживо вместе с погибшим господином. Но иногда слугам разрешали совершить самоубийство на похоронах, чтобы избавить их от мучительной смерти (как правило позволялось это только самым верным слугам). Позже, когда самураев перестали хоронить заживо вместе с господином, сеппуку стало доказательством верности. Ведь раньше оно было дозволено лишь самым верным.
Так же не правомерно считать, что харакири от позора было очень уж добровольным. Дело в том, что опозорившего себя самурая обычно казнили очень мучительно, и сеппуку становилось более легкой альтернативой уйти из жизни. Поначалу, после вскрытия живота, самурай сам перерезал себе горло, чтобы скорей умереть. Затем, так же, самоубийство от позора приобрело характер акта чести.
Эмоциональная разница между сеппуку и харакири появилась в эпоху Токугава. Точне тогда появились предпосылки для этой разницы. Дело в том, что в те времена к сеппуку стали приговаривать судом. Однако самурай, не дожидаясь приговора суда, мог сам себя зарезать. Симысл? Очень простой. Если самурай совершал сеппуку до решения суда, то его имущество не конфисковывалось. А если он совершал харакири по приговору, то конфисковывалось. В остальном разницы не было. Но по приговору самоубийство стало как бы чутьболее позорным.
Позже самоубийство по приговору стали чаще называть харакири. А по собственной воле - сеппуку. Эта эмоциональная разница между добровольностью и принуждением сохранилась в Японии по сей день.

Янковский

О кайсяку

[identity profile] yankowsky.livejournal.com 2005-11-20 08:55 pm (UTC)(link)
Кстати, кайсяку - те бодрые парни, которые отсекали самураю голову, были его лучшими друзьями только в случае сеппуку. А когда резать животик надо было по приговору суда, то кайсяку назначался судом и его присутствие было обязательным.

Ниньзя верзус самурай

[identity profile] yankowsky.livejournal.com 2005-11-20 09:09 pm (UTC)(link)
Ниньзя (хотя правильнее все же синоби, то есть крадущийся) драться не умели вообще. Каждому из синоби приходилось выучиться за короткую жизнь стольким вещам, что на обучение владением мечом просто не оставалось времени. Владение мечом на прфессиональном (самурайском) уровне требовало многочасовых ежидневных занятий с пятилетнего возраста. А ниньзе надо было учиться маскировке, лазанью, плаванью, бегу, приготовлению ядов и взрывчато-горючих веществ, а так же мнгогим другим вещам, без которых их работа и йены не стоила. То есть владение мечом для ниньдзи было последнем, чему он учился. Факультативом. Потому что если ниньзя вынуджен достать меч, значит он уже проиграл. Потому что обнаружен.
Смысл тут вот какой. Ниньзя - одиночка. Если стая ниньзей пойдет на замок, то от них шуму будет, как от лосей. Какой тогда смысл? Лучше нанять сотню самураев, и штурмовать замок. Смысл ниньзи был в дещевизне - нанять одного уьийцу дешевле, чем сотню.
Самураи же несли службу ватагами по десять, а то идвадцать особей в стае.
Поэтому если ниньзя-одиночко оказывался обнаружен, то он уж как бе не дрался, навалюяют ему и почикают все равно. Потому что толпой. Поэтому ниньзей драться и не учили - из-за бессмысленности. Зато учили другим вещам, которых самураи боялись настолько, что каждого пойманного ниньзю медленно жарили в котле с маслом. Другой казни для них не было. Говорят еще топили в нужниках, но это слухи.
Поэтому в мечевом бою ниньзя против самурая был как ребенок против десантника. Он бы даже мявкуть не успел, как его дурная голова оказалась бы у его же ног.
Говорить о каком-то противодействии просто смешно.
Не стоит забывать, что век холодного оружия, это век битв стенка на стенку. ниньзе нельзя было вступать в схватку. И дабы не соблазнять его возможностью, чаще всего ниньзю пускали в ход вообще без меча. А если и с мечом, то только чтобы зарезать на стене часового. Реальное оружие ниньзи - не самурайский меч катана, а синоби-гатана - прямой (стиль Тёкуто) меч с квадратной гардой. Длиной 60 см. Скорее кинжал, чем меч. Выступать с таким против самурайской метровой катаны да еще в умелых руках, это все равно что голой попой давить ежей.